ВЕСЕННИЙ КАРАВАН

<< Дневники 1845 — 1855 гг.

II

Через несколько дней после полного разлива Волга значительно сбыла, но
зато воды ее ожили. У пароходной пристани стояли рядом три парохода, чистенькие, как будто только вчера сделанные: «Тверь», «Рыбинск» и «Ярославль» (общества «Самолет»); противоположный берег был окаймлен новенькими барками верхнего каравана; черные лодки, управляемые девятисаженными п_о_т_е_с_я_м_и, сплавлялись вниз за кладью; рыбаки причалили к берегу свои пловучие садки и торговали рыбой; перевозные лодки сновали поперек Волги.
В это время главный интерес представляет Затверечье {Часть города за
Волгой на левом берегу Тверцы. (Прим. А. Н. Островского.)}: там, на крутом
берегу, близ каменных хлебных лавок (на которых прошлогоднее наводнение
{Залиты были обе части города, лежащие за Волгой (Заволжье, Затверечье);
часть, лежащая за Тьмакой (Затьмачье), была затоплена совершенно. Опасность
угрожала даже Миллионной улице, если бы не насыпь, наскоро сделанная бывшими
в то время в Твери ратниками. (Прим. А. Н. Островского.)} ознаменовано
черной чертой и оригинальной надписью: «4 апреля 1855 года был потоп до сих
пор»), как на бирже, толпятся всякого рода рабочие артели, ожидая дела. Но
прежде, нежели будем говорить о рабочих, я считаю нужным сказать несколько
слов о судоходстве по Волге и о том караване, который теперь прибыл в Тверь.
Судоходство по Волге с притоками и по всем трем системам
{Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской. (Прим. А. Н. Островского.)} бывает
или п_о_д_ъ_е_м_н_о_е (в_з_в_о_д_н_о_е) — против течения, или
с_п_л_а_в_н_о_е — по течению. Подъемное судоходство производится тягою
лошадей или людей; а сплавляют посредством потесей и весел. Подъемом, или
взводом, приходят суда в Тверь, во все продолжение навигации, из всех
пристаней, лежащих между Тверью и Рыбинском, а также и из Твери до Вышнего
Волочка по Тверце; сплавляется же в Тверь только один караван ранней весной
из верхневолжских и гжатских пристаней. Летом, по причине мелководья в
верхних частях Волги, от Ржева до Твери могут ходить только малые, легко
нагруженные суда. Всех караванов, приходящих в Тверь и отправляющихся по
Вышневолоцкой системе, бывает в лето три: в_е_с_е_н_н_и_й, м_е_ж_е_н_н_ы_й
(летний) и о_с_е_н_н_и_й. Весенний караван, о котором мы теперь и будем
говорить, составляется: а) из судов, грузящихся на верхневолжских и гжатских
пристанях {От Зубцова до Твери сгоняются в неделю. (Прим. А. Н.
Островского.)}, и частью б) из судов, нагруженных на рогачевских и других
пристанях между Тверью и Рыбинском. Этот караван, как и все прочие, от Твери
до Вышнего Волочка доводится лошадьми в две недели; на каждую барку
полагается 10 лошадей и 4 коновода. В Вышнем Волочке стоянка, а не главное
складочное место, как говорит г. Бабст в статье своей «Речная область Волги»
{Магазин землевладений и путешествий. Географический сборник, издаваемый Н.
Фроловым, Москва 1852 г., т. I, стр. 392. Эта статья до сих пор представляет
самое лучшее описание Волги и ее притоков. Некоторые значительные ошибки,
встречаемые в описании верхних частей Волги, извиняются тем, что, как видно
из самой статьи, автор там не был, а писал с чужих слов. (Прим. А. Н.
Островского.)}. Из Вышнего Волочка выступает в половине мая и доходит до
С.-Петербурга в семь недель, то есть около Петрова дня. От Волочка идет уже
судоходство сплавное, коноводы возвращаются в Тверь, а барки
переснащиваются, то есть снимается д_е_р_е_в_о (мачта) и г_у_б_а (руль),
устраиваются п_о_л_а_т_и (четыре помоста), на которые становятся лоцман и
рабочие, и по концам для управления кладутся п_о_т_е_с_и {Слово «потеси»
встречается в указе Петра I, октября 31 1720 г. «Всех купеческих людей
товары и прочих людей припасы от гжатской пристани и из других городов в
С.-Петербург, как на судах, так и на возах, не задерживать и остановки не
чинить и до С.-Петербурга привального, отвального и прикольного и в мостах
на реках и чрез канал (Тверецкий) пропускного и от свидетельства отписей и с
потесей, с весел никаких поборов нигде не имать». (Прим. А. Н.
Островского.)} (девятисаженные еловые бревна, обтесанные в виде весел).
Главные, типические суда Вышневолоцкой системы: б_а_р_к_и и
п_о_л_у_б_а_р_к_и; устройство их, как мы увидим, вызвано необходимостью.
Б_а_р_к_и, составляющие весенний караван, строятся на верхних частях Волги и
ее притоков, в уездах: Гжатском, Сычевском, Ржевском, Зубцовском, Старицком,
Новоторжском, Вышневолоцком, Тверском, а также и в уездах, лежащих ниже
Твери: Корчевском, Кашинском, Калязинском, Углицком и прочее. Конструкция их
определена законами (XII т. Св. зак., изд. 1842 г. Уст. пут. сооб., ст. 122
и 123). Длина барки 17 сажен, ширина 4 сажени, вышина бортов 2 аршина. Дно
имеют совершенно плоское, борта прямые. В длину борта прямы на 14 сажен, нос
и корма закругляются на три сажени — значит, по полторы сажени. Оснастка
барки различна, глядя по тому, для какого судоходства она назначается: для
подъемного или сплавного. Для подъемного ставится д_е_р_е_в_о (мачта) и
навешивается г_у_б_а (руль); при сплавном — то и другое снимается, а
устраиваются, как мы уже сказали, п_о_л_а_т_и и кладутся потеси. Барка сидит
в воде, при 6-6 1/2 тыс. пуд. груза-12 вершков, при 7-7 1/2 тыс. — 14
вершков, при грузе от 7500 до 8000 пуд. — 15 вершков. Барки, совершив одну
п_у_т_и_н_у, никогда не возвращаются, а продаются в Петербурге на дрова и
отчасти на постройки. П_о_л_у_б_а_р_к_и конструкцией своей сходны с барками,
размеры их также определены законами (Уст. пут. сооб., ст. 128). Длина не
более двенадцати, а ширина четыре сажени, высота стен от одного до полуторых
аршин. Грузу поднимают от 4500 до 6500 пудов при осадке от двенадцати до
пятнадцати вершков.
Такое устройство судов условливается самим Вышневолоцким путем. Суда
возвращаться не могут, следовательно должны стоить хозяину как можно
дешевле. Потом в Боровицких порогах от неровности дна и отсильного волнения
подвергаются перегибу, а по мелкости фарватера не могут глубоко сидеть в
воде. Все это заставляет строить суда, во 1-х, совершенно плоскодонными,
чтобы при малой осадке поднимали как можно более грузу, во 2-х, из тонко
распиленного елового лесу (днище два дюйма, бока один дюйм) для гибкости, в
3-х, топорной работы для избежания лишних издержек.
К типу вышневолоцких судов можно причислить в_ы_ш_н_е_в_о_л_о_ц_к_и_е
лодки, хотя они не входят в канал Вышневолоцкий, а доходят только до Торжка
и Вышнего Волочка и возвращаются назад в Тверь. Они строятся в Вышневолоцком
и Осташковском уездах и в Твери. Длина от двенадцати до шестнадцати сажен,
ширина четыре сажени. Вышневолоцкие лодки называются также
о_г_и_б_е_ж_н_ы_м_и, потому что днищевые доски выходят из подводной части,
загибаются и прикрепляются к бортам. Эти лодки осмаливаются и поэтому
большею частью на Волге носят название ч_е_р_н_ы_х лодок. Управляются так
же, как и барки. Грузу поднимают от четырех с половиной до семи тысяч пудов
при осадке от двенадцати до пятнадцати вершков; служат до пяти лет.
Ходят по Тверце и другие суда, как то: тихвинки, соминки и прочее, но
так как они принадлежат к типу Тихвинской системы, то будем говорить о них
впоследствии.
Главный груз весеннего каравана составляют на судах, пришедших с
верхневолжских и гжатских пристаней, то есть из Ржева, Зубцова, Гжатска и
Старицы: пенька, сало, зерновой хлеб (преимущественно яровой), льняное семя,
конопляное масло; а на судах, пришедших с пристаней, лежащих между Тверью и
Рыбинском, то есть из сел Рогачева и Кимры и городов Корчевы, Калязина,
Кашина, Углича, Мышкина: сало, зерновой хлеб, пшеничная мука, а из Углича,
сверх того, колбасы, ветчина, тряпье и сальные свечи очень хорошего
качества. Этот товар частью отправляется по железной дороге.
Как этот караван сплавился до Твери, мы поговорим впоследствии, при
описании ржевских и зубцовских пристаней, а теперь скажем, какие рабочие
нужны ему для дальнейшего пути. Во-первых — лоцман, который действует рулем,
чтобы управлять ходом барки и распоряжаться рабочими; во-вторых — коренные,
или водоливы, которые смотрят за чистотой судна и за целостью товара;
в-третьих, наконец, коноводы с лошадьми, чтобы тянуть барку вверх по Тверце.
Лоцмана. По пространству своих занятий лоцмана делятся на три рода: 1)
Низовые лоцмана, которые ведут суда из низовых пристаней до Твери, между
ними есть и ярославцы, например Копринские. 2) Тверские лоцмана (крестьяне
Тверского уезда), проводят суда от Твери до Вышнего Волочка. 3)
Вышневолоцкие (крестьяне Вышневолоцкаго уезда), сплавляют суда от Вышнего
Волочка до Новгорода и С.-Петербурга. Все эти лоцмана проводят барки от
места до места и называются сквозными, в отличие от других, которые ведут
только по опасным местам и сдают опять прежним. Таковы в Тверской губернии в
Вышневолоцком уезде ножкинские лоцмана. Их обязанность проводить суда по р.
Мете через пороги от деревни Ножкиной До города Борович. Они составляют
особую артель и состоят в казенной службе. Жалованья получают 1 руб. 50 коп.
с каждой барки и по окончании навигации делят поровну. Они же нанимаются у
купцов на верхневолжских и гжатских пристанях и ведут суда насквозь до
Вышнего Волочка.
Лоцмана все на хозяйских харчах и жалованье получают следующее
{Сведения получены чрез Статистический комитет из Тверской пал. госуд.
имуществ. (Прим. А. Н. Островского.)}:

Плата в Сколько упо- Сколько де-
один требляется лает концов
конец времени в течение лета

Низовому лоцману 9 руб. сер. В 2 недели Всего 5 раз
Тверскому 12 » » » 3 » » 4 »
Вышневолоцкому:
До С.-Петербурга. 30 » » » 7 1/2 » Один и тот
же лоцман до
С.-Петербурга
1, до Новго-
» Новгорода 14 » » » 3 » рода 1.
Ножкинскому:
От Зубцова до Волочка 17 » » С проходом Один раз
из дому
4 недели.
За сгон барки чрез Нож-
кинские пороги:
Казенная плата 1 р. 50к. |
} 2 р. 50 к. 3 дня Два раза
Частные подарки 1р.. |

Коренные. Коренные нанимаются на всю путину, то есть от места и до
Петербурга или Новгорода. Этим промыслом занимаются крестьяне и мещане всех
уездов, начиная от Твери и до Ярославской губернии, а также старицкие и
новоторы. Коренные делают в лето одну путину. Самый большой путь и самая
большая плата — это от Рыбинска до С.-Петербурга, от 30 рублей и более, на
хозяйских харчах.
Коноводы. Коноводы нанимаются лоцманами: тянуть барки от Твери до
Вышнего Волочка. Коноводы обыкновенно торгуются на пару лошадей, но приходят
на работу — кто с одной, кто с двумя, кто с тремя и т. д. и потом
складываются для одной барки (10 лошадей). Средняя цена на пару от Твери до
Волочка 15 руб. сереб.; харчи держат артельные, а корм для лошадей
обыкновенно покупают у хозяев барок по цене, разумеется, высшей. В каждый
караван коноводы делают одну путину (от Твери до Вышнего Волочка), итого три
путины в лето. Из Вышнего Волочка возвращаются по шоссе на телегах, в
которые запрягут и кругом которых увяжут свои десять лошадей, и гонят очень
скоро, чтобы даром не проедаться на дороге. На каждую барку требуется десять
лошадей при четырех коноводах: двое больших и два мальчика. Ранней весной
коноводы тянут только по левому берегу Тверцы, на котором сделан
искусственный бичевник, а когда обсохнет — то по обоим берегам, разделив
пополам и лошадей и рабочих. Промысел этот доставляет занятие крестьянам
Тверского, Корчевского и Новоторжского уездов. Коноводы часто из тех же
деревень, откуда и лоцмана, а иногда и из одной семьи; бывает и так, что
отец коновод, а сын лоцман. Об этом ходит следующий анекдот по Волге. Когда
произойдет такой случай, что на одной и той же барке лоцман и коновод в
ближайшем родстве, то выходят некоторые затруднения, впрочем не очень важные
и легко устраняемые. Лоцмана, по должности старшего, имеют привычку ругать
подчиненных, и надобно заметить, что никто на всей Волге, а может быть и во
всей вселенной, не ругается так, как лоцмана, хотя сами по себе они, без
исключения, честнее и нравственнее всех прочих судорабочих. Должность такая!
Да и притом же вся ответственность за целость судна лежит на них одних. Но
как же обругать ближайшего родственника? А не обругать иногда никак нельзя!
Лоцман в таком случае поступает следующим оригинальным образом: он сначала
крикнет на коновода: «Эй ты, шуба!» да и потом уж шубу и ругает. И не
обидно, и должное не упущено!

III СЕЛО ГОРОДНЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *