Возле судиславского села Шахово до сих пор существует усадьба*, в которой перед революцией жили помещики Трухины. Сергей Иванович Трухин в 20-е годы нашего века был членом Костромского научного общества по изучению местного края. Сведения по истории музыки в Костроме редки, поэтому его рукопись «В Костроме (театр и музыка )» представляют большой интерес. Вот о чём она рассказывает.
Музыкальные знания в Костроме с середины XIX века распространялись частными учителями музыки. С 80-х годов возникают музыкальные школы. Наибольшей славой пользовалась музыкальная школа Сумароковой Варвары Сергеевны. На ученические концерты, проходившие в Дворянском собрании, собиралась самая избранная публика. Иногда в Кострому приезжали знаменитые музыканты, которые проводили музыкальные занятия в школе и сами давали концерты.
В 90-е годы в Кострому приезжали Альма Фостерем, Преображенский (тенор), Яковлев (бас), Большаков, Мравина и два раза (перед своей поездкой за границу и после Америки)-восемнадцатилетний Иосиф Гофман.
6 ноября 1911 года В. С. Сумарокова –Морина открыла в Костроме Отделение Русского Музыкального Общества, просуществовавшее до революции. А затем на базе Отделения открылась консерватория. Весной 1922 года был сделан первый и единственный её выпуск. На развалинах упразднённой Костромской консерватории М.Ф. Иорданская создала музыкальную школу II ступени, а с 1923 года Музыкальный техникум.
В 1915 году, талантливый и энергичный хоровой регент М. Я. Егоров, успешно организует оперные спектакли с участием исключительно рабочих местных текстильных фабрик. А в 1918 – 1921 г.г. в Костроме был создан Дом Искусств со школой пения и музыки для рабочих.
В это время Кострома была тихим, спокойным и благоустроенным оазисом среди окружающих её разрушенных крупных городов. Она привлекла к себе на жительство интеллигенцию из числа профессоров, врачей, инженеров Москвы и Петрограда. Это дало возможность организовать в Костроме небольшой, но хороший симфонический оркестр. Он дал шесть концертов под руководством Б. А. Фёдорова, а так же оперные спектакли. Капельмейстером оркестра был сам Фёдоров, пианистом А. А. Ивановский.
В Костроме были поставлены оперные спектакли: «Фауст», «Алеко», «Ночь перед Рождеством», «Ромео и Джульетта», «Евгений Онегин», «Русалка», «Борис Годунов». В это же время была создана балетная школа М. М, Чумакова, подготовившая в «Фаусте» и других спектаклях балетные вставки.
Некоторое время Кострома из за плохой работы железнодорожного и пароходного сообщения была оторвана от страны. НЭП «разбудил» гастролёров и местных исполнителей. Возобновилась концертная деятельность. Л. В. Некрасова (рояль), Е. С. Чижевский (скрипка), Хворостухин и братья Анатолий и Роберт Китанены (рояль, скрипка) дали в городе очень интересные концерты. Такой технической виртуозности давно не видели зрители. Четыре концерта всколыхнули тихую и апатичную костромскую публику, привлекли в зал бывшего Дворянского собрания большое количество слушателей.
статьи о западной культуре второй половины XX века: музыка. Из истории The Beatles…
* Возле села Шахово, находится усадьба Бычинского и Трухиных. Она представляла собой двухэтажное деревянное здание конца X?X века на каменном фундаменте, крытое железом. Возле усадьбы сохранился липовый парк, плодовые деревья, кусты сирени, акации, пруд с кафельными ступенями. Обитатели усадьбы играли видную роль в жизни Костромской губернии. Активный земский деятель Трухин был избран в Белореченский Сельский Совет, возглавлял контрреволюцию в губернии. Трухины сотрудничали с Костромским научным обществом по изучению местного края. До 1991года в усадьбе располагался фельдшерский пункт. После того, как здание опустело — усадьба была разрушена.
Литература:
С. И. Трухин. «В Костроме театр и музыка»
Петр Вайль. Костромская музыка (Карта родины)
А где хранится рукопись?