«Страсти по Барлаху»

Балет Евгения Логинова

Муз. Д.Шостакович, А.Аренский, Л.В.Бетховен

Эрнст Барлах(1870-1938)

Эрнст Барлах, немецкий скульптор и писатель. Родился на севере Германии, в провинциальном городке Веделе, в семье уездного врача. Учился в художественно-промышленном училище в Гамбурге(1888-1891) и в Дрезденской академии художеств(1891-1895).

В 1896 году Барлах посещает Париж, который знакомит его с европейским искусством. В 1906 году совершает поездку по югу России, где в зримом образе ощущает то, что давно волновало его душу и занимало его философски настроенный ум, — судьбу страдающего человека. Пребывание в Италии в 1909 году завершило его профессиональное образование скульптора-практика. С 1910 года Барлах живет и работает в Гюстрове. За 28 лет прожитых в этом городе, он написал 8 драм, 2 романа, много прозаических эссе и очерков, создал свыше 150 скульптур.

В первом отделении нашего концерта, вы увидите хореографические фантазии по пяти скульптурам этого выдающегося немецкого мастера. (Мерзнущая старуха, Хохочущая старуха, Танцующая старуха, Сводня и Милосердие).

«Мерзнущая старуха» была создана в 1937 году. Характеристика внутреннего состояния человека здесь такова: нам прежде всего жалко это скорченное в три погибели существо, дрожащее от холода, с гримасой обреченности на лице. Но Барлах добивается от нас других эмоций, воплощая не просто образ, а сущность сложного самоощущения человеческой натуры, и сочувствие сменяется гневом за поруганное достоинство человека, нравственная чистота которого для нас неоспорима.

Свою «Хохочущую старуху» мастер выполнил после того, как узнал, что некоторые из конфискованных его работ в числе других произведений национального искусства, оказались проданными за границу, для пополнения валютных запасов третьего рейха. Смех её словно песня, и он так видоизменил её тело, что оно кажется почти молодым. Экспрессивнейшая поза передает скорее состояние пароксическое, чем здоровый чувственный взрыв.  За его изнурительным напряжением предугадывалась стадия обессиленности. Стоя перед «Хохочущей», можно с одинаковой обоснованностью думать об экстазе пытаемой «ведьмы» или об одном из тех сложных состояний, которые Барлах уже воплощал до этого, например в «Танцующей старухе» 1920 года. Старуха танцует легко, по всей видимости, едва касаясь ногами земли. Танец здесь – стержень образного содержания, и потому Барлах алогизирует его объективную природу, вызывая ощущение неживого движения тела и его членов. Танцует как бы оживленный скелет,  и ритм его танца дробен, гремуч на слух, хаотичен по взвинченности темпа. Вместе с тем исследователи неслучайно теряются в догадках о действительном содержании этого причудливого персонажа. Комическое, нередко граничит с духовной экспрессией, и порыв старухи не может не вызывать улыбки. Думается все же, что решающее слово здесь остается за своеобразием барлаховского прочтения образа. Мастер нацарапал на плите постамента знаменательное буквосочетание «Кулеграш» и этим вновь возбудил конкретное ощущение ушедшей эпохи. Старая Кулеграш во все времена предпочитала являться на деревенские свадьбы без приглашения, с тем что бы позабавить собравшихся гостей смешными, но загадочными ужимками и затем так же внезапно исчезнуть из виду.

В «Сводне» 1920 г мы  можем наблюдать анализ сложных психических состояний, которые Барлах уже не раз воплощал в своем творчестве. Убедительно прочувствованный мастером в России женский тип будет неназойливо, но с определенностью ощущаться в некоторых собирательных образах конца 30-х годов. «Закутанная нищая» или «Милосердие», самый содержательный из них, является символом надежды человечества.

«Я считаю Барлаха,- писал в 1952 году Бертольт Брехт,- одним из величайших скульпторов, которых мы, немцы, когда-либо имели. В озверевшем мире этот художник представил угнетенному классу монополию на человечность».

Творческий путь и жизнь Барлаха — путь мужества и решимости художника, сознательно отдавшего себя служению извечно актуальной идее нравственного воспитания человека и трактовавшего её в классическом репертуаре извечных тем – добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти. Избрав для своей неблагодарной деятельности пророка одну из самых мрачных в истории Германии эпох, Барлах выступил как боец могучего неукротимого темперамента, неистовый до безрассудства в защите принципов человечности на земле.

Состав группы:

  • Анна Воронцова (Конева)
  • Дарья Никанорова
  • Людмила Бушуева
  • Татьяна Воронцова

Балет Евгения Логинова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

традиции в русской культуре