Я родился 31-го марта 1823 года, в Москве. Из биографии моей здесь, в альбоме, я, разумеется, могу сообщить только кой-что и то кратко. В жизни почти каждого человека, кроме выдающихся событий и обстоятельств, решающих судьбу его или, по крайней мере, имеющих влияние на будущность, бывают странные случайности, как, например, повторения и совпадения, особенно в числах. По-моему, такие случайности — последнее дело в биографии, но все-таки они имеют интерес анекдота. В моей жизни случайно играла большую роль цифра 14. Самый памятный для меня день в моей жизни: 14 февраля 1847 года. Почему этот день памятен мне и дорог, Вы это знаете. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в свое призвание. Мои пьесы долго не появлялись на сцене. В бенефис Л. П. Косицкой, _14 января 1853 года_, я испытал первые авторские тревоги и первый успех. Шла моя комедия «Не в свои сани не садись»; она первая из всех моих пьес удостоилась попасть на театральные подмостки. Первое мое цельное и законченное произведение, «Семейная картина», напечатано _14 марта 1847 года_ в «Московском городском листке», издаваемом Драшусовым. Памятно мне также и _14 ноября_, день открытия Артистического кружка, об устройстве которого так деятельно хлопотали мы с покойным Н. Г. Рубинштейном.
Артистический кружок некоторым образом заменил театральную школу, он дал
московской сцене: М. П. Садовского, О. О. Садовскую и В. А. Макшеева; в нем же в первый раз познакомилась московская публика с огромным талантом П. А. Стрепетовой.
12 декабря 1885 г. А. Островский.
КОММЕНТАРИИ
ДНЕВНИКИ
[«ПОЕЗДКА В НИЖНИЙ-НОВГОРОД 1845 г.»]
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном
театральном музее им. А. А. Бахрушина. Слова, не дописанные автором, но
ясные по смыслу, воспроизводятся полностью.
Впервые дневник опубликован в книге «А. Н. Островский. Дневники и
письма», «Academia», 1937.
Дневник написан карандашом, не имеет заглавия и даты. На последней
странице — запись названий нижегородских улиц и фамилии актеров местного
театра.
Н. П. Кашин, публикуя этот дневник, ошибочно отнес его к 1848 году.
Островский совершил поездку в Нижний-Новгород в августе 1845 года, получив в
Совестном суде отпуск 17 августа на 8 дней (см. диссертацию А. И. Ревякина
«А. Н. Островский», которая находится в Государственной библиотеке СССР им.
В. И. Ленина).
Стр. 176. …играли «Магазинщицу» — переводный водевиль «La commis de
la grisette». На сцене Александрийского театра «поставлен был впервые в
сезон 1843-1844 годов.
Стр. 176. …потом м. в. «Хороша и дурна»… — Маленький водевиль
«Хороша и дурна» Скриба, перевод Д. Ленского.
Стр. 176. «П. С. В.» — начальные буквы названия водевиля А. Писарева
«Пастушка, старушка, волшебница».
[«ПЕРВАЯ ПОЕЗДКА В ЩЕЛЫКОВО 1848 г.»]
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном
театральном музее им. А. А. Бахрушина. Слова, не дописанные автором, но
ясные по смыслу, воспроизводятся полностью.
Впервые дневник опубликован в журнале «Культура театра», 1921 г., Љ 78.
Рукопись представляет собою дневниковые записи (карандашом) с 23 апреля
по 10 мая, без указания года и без заглавия.
Н. П. Кашин, публикуя дневник, ошибочно отнес его к 1849 году. Эта
поездка была совершена Островским в 1848 году.
Щелыково — имение отца Островского в Кинешемском уезде, Костромской
губернии.
На первой странице обложки рукописи дневника есть запись: «Волга,
бурлаки, прав[ый] и лев[ый] берег, противоположная] сторона. Природа
любовница. Грусть, отчаяние, бесполезность впечатлений 5 дней — монастырь,
ризница. Собор. Монах. Плавание».
На последней странице дневника написано: «Александр Григор[ьевич]
Соколов, — Дмитрий Егоров, — Ушинский на Стрелецкой улице, дом Юрц
[нрзбр.]».
Стр. 178. От Троицы выехали в 2 часа. — Троицко-Сергиевский посад, в 70
километрах от Москвы. Ныне — город Загорск, Московской области.
Стр. 182. …при ней был Аргус, в виде старухи. — Аргус —
мифологическое лицо, всевидящий страж.
Стр. 183. …остановились в единственной, пощаженной пожаром гостинице.
— В 1847 г. большой пожар в Костроме уничтожил значительную часть города.
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛГЕ ОТ ИСТОКОВ ДО НИЖНЕГО-НОВГОРОДА»
Печатается по тексту, впервые опубликованному в «Морском сборнике»
(1859 г., Љ 2).
В 1856 году, по предложению Морского министерства, Островский
отправился в путешествие по Волге от Твери до Нижнего-Новгорода с целью
изучения экономических условий жизни и быта приволжского населения; он
должен был написать также ряд статей. В «Морском сборнике» была напечатана
только эта статья. Путешествие было прервано случившимся с Островским
несчастьем (ушиб ноги).
[«ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ВОЛГЕ 1856 г.»]
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном
театральном музее им. А. А. Бахрушина.
Рукопись представляет собою дневниковые записи (без заглавия) за период
с 18 апреля по 4 июля 1856 года. На ее полях имеется свыше тридцати заметок,
не имеющих непосредственной логической связи с текстом, против которого они
находятся.
Впервые дневник опубликован с воспроизведением зачеркнутых слов и фраз
в книге «А. Н. Островский. Дневники и письма», «Academia», 1937, где в
комментарии приведены записи драматурга на полях рукописи. В настоящем
издании печатается последняя авторская редакция; слова недописанные и ясные
по смыслу воспроизводятся полностью, неразобранные заключены в квадратные
скобки; ниже (в данном комментарии) приводятся важнейшие заметки Островского
на полях рукописи.
Богатый материал наблюдений во время путешествия по Волге Островский
использовал в статье, напечатанной в «Морском сборнике» (см. настоящий том),
нарисовав в ней яркую картину жизни населения городов и сел верховья Волги
(Тверь, Ржев, Осташков). Путешествие дало драматургу также материал для
работы над языком, — Островским был составлен «Опыт волжского словаря»
(черновая рукопись хранится в Государственном центральном театральном музее
им. А. А. Бахрушина). Под впечатлениями, полученными от путешествия,
драматург задумал ряд пьес с обобщающим названием «Ночи на Волге». Об этом
он писал Н. А. Некрасову 25 сентября 1857 года. Из задуманного цикла
Островским созданы «Гроза» и «Воевода» («Сон на Волге»). Путешествие по
Волге также дало материал и для ряда других пьес драматурга («На бойком
месте», «Бесприданница»).
Стр. 217. …приехали в 6 часов без четверти. — На полях рукописи
против этих слов рукою Островского написано: «Едут вместе, зная очень хорошо
все протыри и убытки, все проести и волокиты».
Стр. 220. …был у Колышкина. — На полях рукописи против этих слов
рукою Островского написано: «Работа».
Стр. 220. Он теперь судьей. — На полях рукописи против этих слов рукою
Островского написано: «Анекдот о сумасшедшем и о 4 разбойниках».
Стр. 221. …по 2 копейки серебром. — На полях рукописи против этих
слов рукою Островского написано: «Кислица — щавель».
Стр. 221. …наговорил много хорошего. — На полях рукописи против этих
слов рукою Островского написано: «Председ[атель] Г[ражданской] П[алаты],
амфитеатр, кавалькада, ордонанс-гауз».
Стр. 221. …я маленько… тово… п_р_а_з_и_ц_к_о_й. — Так называли
парня, «который умеет и привык обращаться в девичьих хороводах» (С. В.
Максимов).
Стр. 221. А вы, барин, давеча сразу угадали; это точно, меня девушки
оченно любят. — На полях рукописи против этих слов рукою Островского
написано: «Совершенно теми же словами, как Вася в драме «Не так живи, как
хочется».
Стр. 222. …замечательны в ней царские врата. — На полях рукописи
против этих слов рукою Островского написано: «От сохи (да от косы) не будешь
богат, а будешь горбат».
Стр. 223. …подлецы, воспользовавшись моим отсутствием, изблевали
новую гадость. — В этот период (в связи с началом сотрудничества в журнале
«Современник») в реакционной печати Москвы и Петербурга усилилась травля
Островского. Его ложно обвиняли в том, что он скрыл участие
Горева-Тарасенкова в написании пьесы «Свои люди — сочтемся».
Стр. 224. Вечером ходили по бульвару и наслаждались… — На полях
рукописи против этих слов рукою Островского написано: «Девочки играют на
улице в мячик. — Полковничий сын лет 6, одетый по-солдатски, бьет в барабан
зорю и колотит палками девочек и мальчиков».
Стр. 224. …отделывал ту же статью. — На полях рукописи против этих
слов рукою Островского написано: «Костюм новый и старый». Немного ниже еще
заметка: «Нищий. Почтеннейший, хоть на мне и синь кафтан, но кто имеет
чувствие — тот подаст».
Стр. 224. …ответ Правдову. — Ответ на клеветническое обвинение в
связи с пьесой «Свои люди — сочтемся». Напечатан в «Московских ведомостях»,
в Љ 80 за 1856 год под заголовком «Литературное объяснение» (см.
соответствующий том писем в настоящем издании).
Стр. 225. За монастырем разводится сад… — На полях рукописи против
этих слов рукою Островского написано: «Осташков: общественные заведения:
банк, библиотека, женское училище 200 дев. — (курс). — Сад бульвар, сад на
Житном. Постройки, общественный] дом, острог. — Фабрика Савина — пароход. —
Общественная] жизнь… Обычаи без приданого». Немного ниже еще заметка:
«Монастырь. — Острова».
Стр. 226. В воскресенье встали в 5 часов. — На полях рукописи против
этих слов рукою Островского написано: «Спросить у Фил[иппова] жит[ие]
препод[обного] Нила».
Стр. 226. Картина восхитительная. — На полях рукописи против этих слов
рукою Островского написано: «Здешние жит[ели] первые рыбаки в губернии и в
России».
Стр. 226. Уездный доктор боится… — На полях рукописи против этих слов
рукою Островского написано:
«Ершей варят нечищенными.
Молоки — макса.
1817. Озерецковск.
26 девочек и 138 мальч[иков]». Далее запись продолжена другой рукой
(видимо, рукой секретаря Островского): «а в настоящее время (май 1856 г.)
первых до 250, а последних до 350.
Бредина — ива-ракитник.
Бредовая кора уп[отребляется] для дубления.
Коромысло — водонос — матор.
Налим — мень».
Стр. 227. …человек станового помог нам. — На полях рукописи против
этих слов рукою Островского написано: «Ржев поражает высоким
местоположением, просаками, костюм женщин».
Стр. 227. …губернатор хотел уничтожить просаки. — Просак — прядильная
(см. Толковый словарь В. Даля).
Стр. 228. …отправились в Зубцов. — На полях рукописи против этих слов
рукою Островского написано: «Зубцов. 9-го июня».
Стр. 228. Предание о Ив. Вас. Грозном. — Повидимому, к этой фразе
относится заметка Островского на полях рукописи: «Спросить».
Стр. 230. …набросал сцену для комедии. — Речь идет о пьесе «Не
сошлись характерами!» (см. письмо Островского к Н. А. Некрасову от 1 августа
1856 г.).
Стр. 230. Ходили по городу. — На полях рукописи против этих слов и ниже
рукою Островского написано:
«Волшебник — Пронзительный мужик. Плут нарядный.
Рыболовство ничтожное. Мещане бедны — занимаются на барках. — Крестьяне
держат город в осадном положении. — Девки все с зонтиками. Мещане не
пользуются репутацией в губер[нии] и очень грубы.
Крючки — поток.
Волга — мачеха».
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛГЕ»
(Отрывки из дневника)
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном,
театральном музее им. А. А. Бахрушина.
Впервые дневник опубликован в книге «А. Н. Островский. Дневники и
письма», «Academia», 1937.
Рукопись, озаглавленная Островским «Путешествие по Волге (отрывки из
дневника)», представляет собою черновой вариант статьи для «Морского
сборника» (см. настоящий том). На рукописи перед заголовком имеется надпись
Островского: «1-я черновая», а в конце рукописи есть следующее добавление:
«В исполнение возложенного на меня Морским министерством поручения, имею
честь представить в редакцию «Морского сборника» начало моего труда по
описанию быта приволжских жителей, непосредственно за сим будут представлены
мною по порядку следующие статьи. А Островский. Автор покорнейше просит
редакцию напечатать для него отдельно 25 оттисков».
Тексты, совпадающие со статьей в «Морском сборнике», мы здесь не
печатаем. Многоточия означают опущенный текст.
«ПОЕЗДКА ЗА ГРАНИЦУ В АПРЕЛЕ 1862 г.»
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном
театральном музее им. А. А Бахрушина.
Дневник не закончен, в нем нет записей о поездке по Франции, о
пребывании в Париже и Лондоне.
Впервые дневник опубликован в книге «А Н. Островский. Дневники и
письма», «Academia», 1937.
Островский был за границей с М. Ф. Шишко, заведующим освещением
петербургских императорских театров. В Берлине к ним присоединился артист
Александрийского театра И. Ф. Горбунов.
В Лондоне Островский встретился с Герценом, в Париже — с Тургеневым.
Стр. 245. Видели в табачном магазине метеора. — Метеор на блатном
жаргоне — слово, означающее пропойцу. Под таким названием Островский, как
это видно из черновой рукописи, хотел дать в «Шутниках» эпизодический
персонаж.
«ЩЕЛЫКОВО 1867 г.»
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном
театральном музее им. А. А. Бахрушина. Слова, не дописанные автором, но
ясные по смыслу, воспроизводятся полностью.
Рукопись представляет собою дневниковые записи (первые полторы страницы
чернилами, остальные карандашом) с 23 мая по 9 августа 1867 года. В конце
рукописи имеется заметка, свидетельствующая о большом внимании Островского к
народной речи: «В Пуциже была, в Казунках б[ыла], а цище на[шего]
Васильевского языка нетути».
Впервые дневник опубликован (не полностью) в «Ежегоднике императорских
театров», 1910, выпуск VI.
В 1867 году Щелыково было приобретено драматургом и его братом,
Михаилом Николаевичем Островским, у мачехи, Эмилии Андреевны Островской. С
этого времени драматург ежегодно проводил летние месяцы в Щелыкове.
Летом 1867 года, во время пребывания в Щелыкове с 23 мая по 9 августа,
драматург был занят переводами пьес итальянских авторов и писал либретто для
композиторов П. И. Чайковского («Воевода») и А. Н. Серова («Вражья сила» по
пьесе «Не так живи, как хочется»), что нашло отражение в дневнике.
Стр. 264. Воскресенье (Ярилин день), — Ярило — бог плодородия в
славянской мифологии.
[«ПОЕЗДКА НА КАВКАЗ 1883 г.»]
Печатается по рукописи, хранящейся в Государственном центральном
театральном музее им. А. А. Бахрушина. Слова, не дописанные автором, но
ясные по смыслу, воспроизводятся полностью.
Рукопись представляет собою дневниковые записи (карандашом), не имеющие
заглавия.
Впервые дневник опубликован в сборнике «Островский. К столетию со дня
рождения», 1923 г.
В мае 1883 года профессор Остроумов посоветовал Островскому для
поправления здоровья поехать на юг. Брат драматурга, Михаил Николаевич,
министр государственных имуществ, в сентябре выехал в служебную командировку
на Кавказ. Островский присоединился к брату. Об этой поездке драматург писал
в письме от 9 декабря 1883 года Ф. А. Бурдину, что она доставила ему «много
удовольствия и много пользы».
Пребывание Островского на Кавказе явилось большим
литературно-политическим событием. Островский был встречен представителями
прогрессивной местной общественности как один из выдающихся создателей
великого русского искусства.
На Кавказе Островский познакомился с композитором М. М.
Ипполитовым-Ивановым, адмиралом С. О. Макаровым, драматургами Сандукяном и
Цагарелли.
[«ПОСЛЕДНИЙ ДНЕВНИК А. Н. ОСТРОВСКОГО»]
Печатается по рукописи, хранящейся в литературном архиве Главного
архивного управления Министерства внутренних дел. Слова, не дописанные
автором, но ясные по смыслу, воспроизводятся полностью.
Впервые дневник опубликован в книге: «А. Н. Островский. Дневники и
письма», «Academia», 1937.
Рукопись представляет собою записи на листках блокнота-календаря с 1
января по 14 мая 1886 года. Записи не имеют заголовка. На конверте, в
котором хранилась рукопись, имеется сатирическое стихотворение Островского,
написанное им по поводу постановки в Малом театре в сезон 1885/1886 года
пьесы Н. Потехина «Нищие духом», с участием провинциальной артистки С. П.
Волгиной (см. «А. Н. Островский. Дневники и письма», «Academia», 1937, стр.
218).
Первого января 1886 года Островский вступил в должность начальника
репертуара московских императорских театров и занимал ее до самой смерти,
последовавшей 2 июня 1886 года.
Исполняя должность начальника репертуара, Островский почти ежедневно
бывал на спектаклях. Перед его глазами прошел весь репертуар оперного и
драматического театров Москвы. Дневник и отражает картину театральной жизни
и состояние репертуара того времени.
Стр. 293. Англичанин держит себя прекрасно. — В. Ф. Ватсон, артист (по
сцене Дубровин), переводчик. Помогал Островскому в его переводах с
английского.
Стр. 293. Во время пения Садовской… — В пьесе Островского «Воевода»
(«Сон на Волге») О. О. Садовская пела колыбельную песню.
Стр. 295. Принялся опять за Шекспира — то есть за перевод трагедии
Шекспира «Антоний и Клеопатра». Перевод не был закончен.
Стр. 296. Сдал Мартынову переводы. — Н. Г. Мартыновым в 1886 году были
изданы два тома переводных пьес Островского.
Стр. 297. Читал артистам на репетиции найденное Тихонравовым
«Предуведомление». — «Предуведомление к Ревизору» написано Гоголем в 1842
году.
[«ЗАПИСЬ В АЛЬБОМЕ М. И. СЕМЕВСКОГО «ЗНАКОМЫЕ»]
Печатается по автографу, хранящемуся в Институте русской литературы
Академии наук СССР.
Запись сделана Островским по просьбе редактора журнала «Русская
старина», М. И. Семевского, 12 декабря 1885 года, в альбоме «Знакомые»
(автобиографические заметки 850 известных лиц). Альбом был издан в 1888
году.
Стр. 302. 14 февраля 1847 года. — В этот день Островский впервые прочел
свою законченную пьесу «Семейная картина» в публичном собрании (у проф.
Шевырева), в присутствии ряда литераторов. Пьеса произвела на слушателей
большое впечатление.