III
В Твери, на Волге, рыбных садков немного, рыба незавидная, а цены почти
московские. Как-то раз я разговорился на набережной с  одним  стариком,  как видно хорошо знающим Тверь, и между разговором спросил у  него:  отчего  так дорога рыба?
— Нет у нас хорошей рыбы, оттого и дорога. Сколько я запомню, и  всегда
у нас, в Твери, было бедно рыбы-то, а теперь уж и вовсе мало.  Волга  мелеет год от году, ну, да и пароходов пужается, так уходит. Вот в Городне  хорошую рыбу ловят, так надо ее там купить торговцам-то да 30 верст везти кверху,  а еще которая поснет; как же дешево-то продавать?
— А разве, кроме Городни, нигде не ловят? — спросил я.
— Ловят, как не ловить! Ловят и повыше Твери, тоже есть ловли,  да  все
бедно! Не то что уж куда продавать, и нам-то  на  продовольствие  нехватает.
Так как же ей дешевой-то быть.
Я поехал в Городню в надежде найти там значительные рыбные промыслы.
На правом, высоком и крутом берегу Волги, в 30 верстах  ниже  Твери  по
московской дороге лежит село Городня. Прежде, до литовского  разорения,  это
был город и назывался Вертязин. В нем было три церкви: одна каменная, бывшая
соборною, построенная в XIII веке во  имя  рождества  пресвятые  богородицы,
существует и доселе. Строение ее предание приписывает Тверскому князю Борису
Александровичу.
— Церковь у нас так стара, — говорили мне в Городне крестьяне, — что уж
ушла в землю. — Но она не ушла в землю, а внизу, под  сводами,  был  устроен
храм, на стенах которого еще и теперь видны старинные фрески. В  этом  храме
особенно замечательны царские врата,  вероятно  современные  постройке.  Две
другие церкви: во имя воскресения  Христова  и  святых  мучеников  Бориса  и
Глеба, были деревянные, и о давнем существовании их  свидетельствуют  только
надгробные камни без всяких надписей. В Вертязине и кругом  его  было  много
монастырей, что видно из старинных межевых и дозорных книг, копии с  которых
я сам видел в церкви села Кошелева. Монастырей в Вертязине и вблизи его было
пять: Петровский  в  городе,  Златоустов  на  правом  берегу  Волги,  против
нынешней гостиницы, Троицкий в двух с половиною верстах, Александровский в 1
1/2 верстах от церкви  по  дороге  к  Твери,  на  правой  стороне  шоссе,  и
Николаевский песочный (Видогодский тож)  против  церкви  на  другой  стороне
Волги.  Все  монастыри  и  церкви,  исключая  одной,  разорены  в  литовское
нашествие, и самый город даже потерял свое имя.
В Городне жили царские рыболовы, которые, вместо оброка,  обязаны  были
поставлять ко двору рыбу.  Теперь  село  Городня  ям,  который,  впрочем,  с
открытием Николаевской железной дороги потерял свое значение.
Долго любовался я живописным видом с обрывистого берега от церкви.  Под
ногами Волга, синяя  от  пасмурной  погоды  и  подернутая  рябью;  несколько
рыбаков, стоя в  своих  маленьких,  вертлявых  челноках,  поднимали  баграми
верши; сверху шли черные лодки,  которые,  несмотря  на  усилия  лоцманов  и
прислуги, находящейся на них, прибивало береговым ветром к  противоположному
берегу и, наконец, посадило на мель. Легкая двухвесельная глинковка,  сплошь
набитая народом, пристала к берегу, и  пассажиры  веревочкой  потянулись  по
горе в село подкрепить себя для дальнейшего пути. За рекой  зеленел  поемный
луг, который расстилался ковром вплоть до высокого, темного соснового  лесу.
Справа и слева между кустарниками кой-где блестели изгибы и плесы Волги;  по
крутым берегам далеко виднелись белые каменные церкви сел. Между селами  вам
непременно укажут Едимоново, замечательное как своею древностью, так и  тем,
что в нем родилась мать великого князя Михаила Ярославича.
Рыболовство в Городне оказалось очень незавидное, и во всем селе нет ни
одного невода. Вообще на всем в  Городне  заметен  упадок,  железная  дорога
лишила это село всех выгод. Прежде, когда тут был проезд, все  крестьяне  по
своим занятиям разделялись  на  три  рода:  содержателей  постоялых  дворов,
ямщиков и рыболовов, и все  имели  выгоды,  даже  с  излишком.  Тут  гремели
дилижансы; поминутно то с той, то с  другой  стороны  подлетали  к  почтовой
гостинице лихие тройки; добрые господа и купцы щедрой рукой давали на водку;
разжиревшие дворники брали деньги не только за  харчи  да  за  сено  и  овес
лошадям; брали за то, что лошадь только на дворе  постояла,  брали  даже  за
тепло {Брать за тепло значит брать за то, что вошел в избу погреться. (Прим,
А. Н. Островского.)}. Бывало, счеты не выходили из рук у  дворника  и  то  и
дело щелкали  под  его  толстыми  пальцами.  Бывало,  ямщик  отпряжет  своих
взмыленных лошадей, у которых животы  ходнем  ходят,  —  оттого,  что  очень
уважал господ, — сходит в гостиницу — получит с  барина  на  водку,  сдвинет
маленькую шляпу на самое ухо, возьмет в повод свою тройку, закинет связанные
узлом разноцветные вожжи на плечо и отправляется  прямо  на  постоялый  двор
выпить стакан-другой водки да посидеть часа  полтора  за  чаем.  А  подъедет
дилижанс, и в огромной кухне почтовой гостиницы поднимется всякого рода стук
и шипенье; тут и рыбак находил выгодный сбыт своему товару.  Как,  например,
москвичу не попробовать рыбки при первой встрече с  Волгой?  Как  не  съесть
ушку или соляночку из стерлядей?
— Да, было времечко, да прошло. Пожили в свое удовольствие. Теперь  вся
наша привилегия отошла. Больно нас чугунка приобидела! — сказал  со  вздохом
мой ямщик.
— Что ж, принимайтесь за землю, — отвечал я ему.
— От косы да от сохи не будешь богат, а будешь горбат.
— Да и прежде, чай, богаты не были, а только гуляли вдоволь?
— Это точно. Это уж что толковать! Гульба большая была.
Не потому им тяжело приниматься  за  соху,  что  самый  труд  тяжел,  а
потому, что избаловались, как они сами называют,  городскими  слабостями.  У
иного соли нет, а не напиться двух раз чаю в день  нельзя.  Такая  привычка!
Ну, и тащит последнее.
В настоящее время в Городне  рыболовством  занимаются  человек  десять,
сбывают свой товар приезжим торговцам по различной цене, глядя по рыбе и  по
времени, но только весьма по дешевой (от 4 копеек  серебром  за  фунт).  Мы,
жители столиц, и вообразить не можем тех ничтожных цен, по которым  покупают
рыбу купцы-рыбопромышленники у крестьян-рыболовов, особенно в  июле  месяце,
когда от теплой воды рыба снет в садках! Да и во  всякое  время.  Количества
улова и годовой выручки в Городне определить невозможно,  верно  только  то,
что прибыль от промысла не превышает издержек на бедные, плохие снаряды,  на
повинности и вообще на все крестьянские нужды. Только что  концы  с  концами
кое-как сходятся. В образе жизни рыболовы  ничем  не  отличаются  от  прочих
жителей Городни.
В  бытность  мою  в  Городне  рыболовы  ловили  рыбу  двумя  способами,
исключительно  употребляемыми  при  летнем  рыболовстве:   п_о_е_з_д_о_м   и
в_е_р_ш_а_м_и или в_я_т_е_л_я_м_и.
П_о_е_з_д_о_м ловят непременно двое. Стоя в челноках на расстоянии сети
друг от друга, они тихо, плывя по воде, тянут по дну  сеть,  которая  бывает
обыкновенно не более трех сажен длины и полуторых аршин ширины и вязана, как
частый невод {Замечательно, что эти сети  совсем  не  имеют  ни  грузил,  ни
поплавков.  (Прим.  А.  Н.  Островского.)}.  Нижняя  половина  сети  немного
загибается посредством привязанных к  нижним  концам  веревок,  которые  они
держат в руках и по сотрясению  которых  узнают  о  попавшейся  рыбе.  Тогда
выбирают сеть, вынимают рыбу в один из  челноков  и  продолжают  далее  свой
поезд.
В_е_р_ш_и разных величин  (от  1  1/2  аршин  и  более)  и  в_я_т_е_л_и
опускают на дно с грузом и в продолжение  дня  раза  два  или  три  ездят  в
челноках для осмотра, поднимают их баграми, выбирают рыбу  в  челн  и  опять
опускают на дно.
Верши и вятели по различным местностям имеют и различное устройство,  а
также и наоборот, одного и того же  устройства  снаряд  в  различных  местах
разно называется. Верша отличается от вятеля тем,  что  плетется  из  ивовых
прутьев, а вятель — из пряжи. Верша имеет вид кувшина, низ ее закругляется и
плотно завязывается, а верх широко раскрыт,  посередине  делается  перехват,
внутрь верши вплетается горло в виде воронки, для того, чтобы вошедшая  рыба
не могла выйти {С. Т.  Аксаков  в  книге  своей:  «Рассказы  и  воспоминания
охотника о разных охотах» (Москва 1855 г., стр. 23) смешивает морду, вершу и
нерот, между тем как в некоторых местностях Московской и  Тверской  губерний
они различаются. Нерот имеет четвероугольное отверстие, а верша — круглое; в
некоторых местах — наоборот (Подольский уезд), но не смешиваются. (Прим.  А.
Н. Островского.)}. Сверх того, вершею, как родовым названием, называются все
снаряды, плетенные из ивняка, которые по местности и по устройству  имеют  и
свои  видовые  названия,  например:   м_о_р_д_а,   м_е_р_е_ж_а,   в_а_н_д_а,
р_у_к_а_в, к_у_в_ш_и_н, н_е_р_о_т, к_о_ш_е_л_ь, х_в_о_с_т_у_ш_а и прочее.
Об этих видоизменениях верши мы будем говорить при описании местностей,
где они употребляются, здесь скажем только  о  х_в_о_с_т_у_ш_е,  потому  что
едва ли придется упомянуть о ней.  Хвостуша  длиннее  обыкновенной  верши  и
плетется в виде конуса без перехвата и без горла. Она ставится обыкновенно в
самых быстрых местах, например при спуске плотин,  отверстием  против  воды,
тогда как другие верши ставятся наоборот. Это  самый  простой  снаряд;  рыба
забивается в него просто стремлением воды, которое и мешает ей  выйти  назад
{Я  видал  хвостуши  до  сажени  величиной.  (Прим.  А.  Н.  Островского.)}.
В_я_т_е_л_ь есть вязанный из пряжи мешок,  натянутый  на  несколько  обручей
(3-10), в него из той же  пряжи  ввязывается  горло,  а  иногда  два.  Видов
вятелей также очень много (в_е_н_т_у_р, к_у_ж_а, к_р_ы_л_е_н_а, м_е_р_е_ж_а,
однокрылая и двукрылая и прочее), и употребление их особенно  значительно  в
озерных ловлях, при описании которых и будем говорить о них подробно.
Рыболовы в этих местах на Волге  исключительно  употребляют  для  ловли
ч_е_л_н_о_к_и, то есть долбленные из одного дерева лодки от  6  до  7  аршин
длины и не более аршина ширины, с приподнятым острым  носом.  Ездят  большею
частью стоя и правят одним веслом. Для дальних переездов употребляют челноки
с устроенными посередине для рыбы садками в  виде  ящика  и  крытыми  носами
(в_о_л_к), где сохраняются от дождя пища и одежда.
Зимой забивают  е_з_ы  (в  других  местах  з_а_е_з_к_и,  з_а_к_о_л_ы  и
з_а_б_о_и).  Это  один  из  самых  древнейших  способов   рыбной   ловли   в
Великороссии, рано встречается в наших старинных актах {Грамота воеводы  кн.
Пожарского с товарищами о постройке нового города  на  Беле-озере  и  проч.:
«Акты Арх. экспед., т. II, стр. 260». (Прим А. Н. Островского.)}.  Для  этой
ловли забивают поперек реки по дну колья  и  загораживают  щитами  из  хвои,
оставляя между ними небольшие  промежутки,  и  в  эти  промежутки  вкрепляют
верши. Такой способ  хлопотлив,  портит  фарватер  да  и,  по  словам  самих
рыболовов, приносит немного выгоды,  так  что  в  простую  п_р_о_р_у_б_н_у_ю
в_е_р_ш_у {Маленькая, в аршин, плетенная из  ивовых  сучьев  верша,  которая
опускается с грузом в прорубь. (Прим. А. Н. Островского.)} попадает рыбы  не
менее, если не более.
Ловят и удочкой, но только мелкую рыбу, и то большею  частью  ребятишки
или те, которые не имеют других снастей. Во время вскрытия рек здесь, как  и
везде, ловят н_а_м_е_т_к_а_м_и или  с_а_к_а_м_и.  Снаряд  этот  устраивается
очень просто. Глубокий мешок, связанный часто (корма), натягивается на обруч
и прикрепляется к длинному шесту, на котором его и опускают в воду с берега.
Рыба ловится из крупной:  щуки,  налимы,  окуни,  головли,  язи,  лещи,
подлещики и шерешпера (жереха); из мелкой:  пискари,  ерши,  ельцы,  плотва,
уклейка и прочее. Когда я был в Городне, стерлядь еще не  ловилась,  ход  ее
начинается около 10 мая.
Как  р_е_д_к_и_е  с_л_у_ч_а_и  иногда  попадается  белорыбица;  старики
рассказывали,  что  на  их  памяти  раз  пять  или  шесть  заходили   осетры
значительной величины. Самый замечательный случай был в марте 1849 г.;  была
поймана огромной величины стерлядь,  которую  содержатель  гостиницы,  купец
Воронов, представил ко двору, за что получил высочайший подарок.
Из обычаев, о которых я имел известия  от  почтенного  священника  села
Городни, отца Василия, замечательно уважение тамошних и окрестных жителей  к
Ильину дню. Начиная от Троицына до Ильина дня не  работают  по  пятницам,  и
пятницы называются ильинскими. Далее  по  берегам  Волги  всю  неделю  перед
Ильиным днем постятся и  называют  ильинским  постом.  В  пожары  смежные  с
загоревшимся  строением  дома  обходят  с   образами.   Был   случай:   одна
п_р_о_с_т_е_н_ь_к_а_я  (малоумная)  девушка  Прасковья,  когда   пожар   уже
подходил к той избе, где она жила, несмотря ни на какие просьбы  и  увещания
не лезла с печи, уверяя, что их дом не сгорит. Так и случилось.  Она  умерла
два года тому назад.