Впервые в письменных источниках село Минское, как центр Минского стана, в состав которого входило более десятка близ лежащих деревень (таких как: Куликово, Усово, Васильевское, Починок, Поддубное, Турабьево, Рубалдино и др., от многих из которых ныне остались лишь названия), упоминается в 1501 году. Территория бывшего Минского стана раскинута в живописных местах, по левому берегу Волги, где некогда проходил тракт из Костромы в Красное. Известный костромской краевед Н.А.Зонтиков считает, что первые церкви в Костромском крае были возведены уже в 13-14 веках. Часть церквей возводилась на погостах- центрах сельского округа, на которых просто обязательно строился приходской храм. В книге «Акты феодального землепользования и хозяйства 14-17 веков» под 1501-1502 годами значится, что в селе Куликово была деревянная церковь во имя Архангела Михаила. В 1617 году в Куликово стояли два деревянных храма во имя Архангела Михаила (летний) и во имя св.мученицы Параскевы Пятницы (зимний).В это же время в селе («приселке») Тростино (Трестино) также было два храма — Никольский (летний) и во имя св.мученицы Параскевы Пятницы (зимний). Когда был построен первый храм в Минском, можно только догадываться. Вероятнее всего, деревянный храм здесь был построен не позднее 15 века, когда минские земли принадлежали московскому митрополиту. В те далёкие времена Костромская земля входила в состав Московского княжества и была тесно связана с великокняжеской семьёй. Здесь, в богохранимом граде Костроме, юному князю Василию Ярославичу 15 августа (28 августа) 1263 года была явлена икона Феодоровской Божией Матери, изгнавшая татарские полчища с нашей земли. В честь Феодоровской иконы Богородицы и был возведён храм в Минском стане. В 16-17 веках село являлось вотчиной известного и влиятельного на Руси боярского рода Морозовых. Первым владельцем села был военный деятель эпохи Царя Ивана Грозного — Михаил Яковлевич Морозов. Выдающийся полководец своего времени, он командовал русской артиллерией при взятии Казани (1552 год), являлся одним из главных военачальников в Ливонской войне, назначался наместником в Ливонию, воевал с литовцами, шведами, Крымским ханством. Потом поместье перешло к сыну М.Я.Морозова — Ивану Михайловичу, а затем стало вотчиной Глеба Ивановича и его жены, знаменитой Феодосии Прокопьевны, урождённой Соковниной, сторонницы мятежного протопопа Аввакума, ярой приверженицы старой веры и за это сосланной в Боровский монастырь под Москвой, где она умерла голодной смертью в земляной тюрьме. Супруга Глеба Ивановича стала главным персонажем знаменитой картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. Трудами и попечением Глеба Ивановича и Феодосии Прокопьевны в селе Минском и была построена церковь в честь Фёдоровской иконы Пресвятой Богородицы. Церковь эта была деревянная шатровая и имела два придела — во имя Святых мучеников Космы и Дамиана и во имя святой преподобомученицы Феодосии, девы Константинопольской (небесной покровительницы боярыни Ф.П.Морозовой). Точная дата строительства Фёдоровской церкви неизвестна, впервые она упоминается под 1668 годом. Чуть позже, в писцовой книге под датой 31 января 7180 года от сотворения мира (что соответствует 1672 году от Рождества Христова) о минской церкви сказано: «Церковь деревянная шатровая во имя Пречистой Богородицы Феодоровские, да два придела святых чудотворцев Козьмы и Дамиана, святой великомученицы Феодосии девицы. В церкви деисусы и праздники двенадесятые и двери царские писаны на золоте. Местных образов: Пречистая Богородица Феодоровская венец и цата серебряные золчены, Вседержитель Спаса стоящий венец и гривна золотые, жития Козьмы и Домиана, Иоанна Златоустого и Феодосии девицы писаны на прозелени. Все в киотах. Свешник дровяной писаной, два свешника жестяная, на престоле образ Пречистой Богородицы в убрусе в тафтяном, крест большой писан на прозелени, на престоле покров крашенинной от царских дверей, выбойка крашенинная, Евангелие напрестольное, крест благословляющий обложен серебром золоченым, сосуды церкви оловянные, кадило медное, три ризы, два стихаря полотняные белые оплечья крашенинныя, три петрахели, две поручи, да книг печатных(…), на колокольне четыре колокола не больших» (орфография- по писцовой книге). Одним из владельцев села Минское был боярин Борис Иванович Морозов, приближённый Государя Алексея Михайловича, являющийся также его родственником (жена Бориса Ивановича, урождённая Милославская, была родной сестрой Царицы). Известно, что Б.И.Морозов был приверженцем проводимых правительством реформ, которые вызвали негодование народа. Взбунтовавшийся на Красной площади в Москве народ требовал смерти Морозова, и только заступничество Царя Алексея Михайловича спасло того от расправы. Его укрыли в далёком Белозёрском монастыре. Когда род бояр Морозовых в 1671 году по мужской линии пресёкся, правительством село Минское было отдано в вотчину родственнику их боярину И.Б.Хитрово. В 1777 г. Минским владел Е.С.Хитрово, капитан артиллерии и его родственник А.А.Ржевский. У села Минского стояла усадьба Хитрово, в которой «боярский двор, да во дворе две горницы на подклетях, да промеж их сени, да горница отхожая, да две избы, погреб, да ледник, два амбара, сушило, под ним конюшня, житница да двор конский». Впоследствии, село Минское с деревнями Опалиха, Реброво, Бочкино, Щапово, Дубки, Палкино купил Р.И.Воронцов и они вошли в состав его Опалихинской вотчины. Последним владельцем Минского был внук Р.И.Воронцова С.М.Воронцов. Со временем церковь, построенная ещё Морозовыми, обветшала и стала рушиться. Её разобрали, и на том же месте в 1792 году «стараничми прихожан при помощи сторонних жертвователей» был построен каменный пятиглавый храм с шатровой колокольней. Во вновь построенной каменной церкви сохранились три престола: в холодном четверике в честь Феодоровской иконы Богородицы, в тёплом правом приделе- во имя св.мучеников Космы и Дамиана, в левом,-по причине событий раскола Русской церкви и судьбой боярыни Морозовой,-придел храма, посвящённый ранее небесной покровительнице мятежной боярыни, был упразднён и переосвящён в честь Всех Святых. В 1911 году приход церкви объединял 8 селений. Прихожан было: мужского пола-469, женского-535, всего 1004 человека. В церкви этой главной святыней являлся чудотворный список Корсунской иконы Божией Матери. Храм был окружён каменной оградой, внутри которой находилось кладбище. Более 130 лет простоял каменный храм в селе Минском. Его ровесник- Никольская церковь в селе Николо-Трестино, построенная в 1790 году,-сохранилась до наших дней, а вот судьба церкви в Минском оказалось намного печальнее. Последним священником Фёдоровской церкви был о.Павел Благовещенский. В 1930 году церковь была разобрана на кирпичи для хозяйственных построек колхоза. Судьба чтимой святыни храма- Корсунской иконы Богородицы- с того времени неизвестна. На месте храма построили конюшню, используя церковный кирпич. В нач.1970-х годов на этом месте был построен дом культуры опытно — производственного хозяйства «Минское». Так, древнее русское поселение лишилось своей святыни. На старых фотографиях нач.20 века мы видим величавое здание, построенное в стиле старорусских северных церквей, устремившее ввысь свои золотые купола. Из поколения в поколение местные жители мечтали о возрождении святыни этого древнего края, и вот наконец в октябре 2007 г. архиепископ Костромской и Галичский Александр благословил строительство в селе Минском храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери, а 12 июня 2008 г. владыка освятил крест и закладной камень на месте будущей церкви. На данный момент строящийся храм в Минском приписан к церкви Святителя Николая в селе Николо-Трестино, силами прихода которого и ведётся ныне строительство Фёдоровского храма.
По материалам: Д.Ф.Белоруков «Деревни ,сёла и города Костромского края», стр.147; Н.А.Зонтиков «Храмы Костромского района»; сайтов www.rodina-portal.ru, nikolo-trestino.prihod.ru.