Хочется рассказать об одной деревне под Костромой, а название её Вёжи. Вот уже более 40 лет, как деревни нет, а попросту она и многие другие деревни были затоплены при создании Костромского водохранилища, или как его называют Костромское море. Однако если спросить у Костромичей, что было на месте Костромского моря – многие, пожмут плечами, а было вот что: Леониду Петровичу Пискунову довелось родиться и жить до самого переселения в этом дивном крае и запомнить много рассказов и легенд – как дедушек и бабушек, так и других старожилов деревни.
Местность деревни до затопления была уникальна. Через эту низину протекало множество крупных рек и притоков, было много больших озёр (с водным зеркалом до 250 га) Необыкновенно своеобразен был весенний разлив. Вся низина от Ипатьевского монастыря до села Глазова на реке Соти в Ярославской области (с юга на север ) и от села Бухалова до посёлка Прибрежного с запада на восток ) с конца марта по середину мая затоплялось водой, Огромные лесные массивы погружались в воду, оставляя редкие островки суши. Кто бывал в это время в затоплённом лесу в солнечный день на лодке, тот на всю жизнь запомнит прелести природы, наполненной пением птиц, кряканьем уток. В это время на редких островках застигнутые врасплох, оставались зайцы, лоси, лисы и волки. Весенние разливы для жителей деревень представляли определённую опасность и доставляли много хлопот, хотя к весеннему разливу готовились заблаговременно. Старики рассказывали, что священники организовывали своеобразные крестные ходы – на больших лодках, прося милости Божьей, чтоб не сотворилось пожара, бури, мора. Посреди деревни стояли часовни и в это время, когда шёл молебен, псаломщик звонил в колокол на колокольне, звон был слышен за 10- 12 километров. У каждой деревни была своя часовня и у каждого колокола была своя определённая мелодия, это помогало местным жителям ориентироваться в больших туманах плывя на лодках. Через месяц вода сходила и земля, напитавшаяся влагой, была очень плодородной.
Точных сведений как возникли эти поселения нет, и нет сведений когда, как и в каком году построена церковь Спас – Преображения в селе Спасе, перевезенная в 1954 году в Ипатьевский монастырь. Это именно та церковь, которая была построена без единого гвоздя, и к нашему величайшему сожалению, осенью 2002 года в стенах Ипатьевского монастыря произошел пожар, вследствие которого мы лишились этого памятника архитектуры.
В этих местах существовало несколько верований и групп верующих. Православная – с церковью в селе Спас и старообрядческая – с центром в деревне Овинцы. Поселение это очень старое, оно преобразовалось в деревню. Церкви там не было, а была так называемая молельня-дом, и всех староверов из наших деревень хоронили в Овинцах. В православной церкви в Спасе старообрядцев хоронить не пологалось. Еще была вера Черепенина, она тоже, видимо, была старообрядческая, но с другим уклоном, уставом, с центром в деревне Ведерки. Там был также молельный дом, а финансировал этот молельный дом купец Юдин – уроженец деревни Ёмутово или Мохоньково, близ села Середы Ярославской губернии. Надо отметить, что между верами шла постоянная борьба за вовлечение верующих каждой в свою веру. Были даже трагедии, размолвки при сватовстве – женитьбе. Сколько влюбленных пар были разлучены из-за разных вер. При сватовстве каждый сват старался перетянуть в свою веру: спорили, ругались, выторговывали материально, чтоб поступиться верой, уезжали, снова приезжали — кто кого переубедит. Старики рассказывали, что таким образом, у некоторых была покалечена жизнь. Женили не по любви, а как хотелось родителям или сватам. У старообрядцев была более строгая дисциплина, как в жизни, так и в службах-молениях. Никто из старообрядцев не курил табак, не выпивал, были сдержаны, честны и справедливы по отношению к другим. Молитвы у них велись по старому порядку. Даже чтоб дать напиться овинешные жители-старообрядцы не разрешали зачерпнуть ковшом в ведре воду и пить, а из ковша они наливали в кружку и только потом подавали пить.
Престольным праздником в трёх наших селениях (с. Спас, д. Вёжи и д. Ведёрки) было Преображенье Господне, 19 августа. В более старые времена, поэтому случаю проходила в переполненной церкви соответствующая служба. На этот праздник гости приезжали из Костромы, других дальних сёл, и все – как накануне, так и с утра – шли в церковь.
После службы хозяева и гости расходились, разъезжались по деревням; по домам накрывались столы, и долго не торопясь, угощались; после все выходили на гулянку. Гулянки организовывались за деревней. В Ведёрках гуляли в так называемом Ельнике, позднее на Горках: между рекой и деревней было возвышенное место. Там девицы по ровням (возрастным группам), взявшись под руки по 6-8 человек, ходили по гулянке и пели песни. Вместе с гостями набиралось 8-10 групп- рядов. Ребята также ходили рядами и заводили песни. Надо отметить, девицы пели протяжные, раздольные песни, а парни озорные. Дети, подражая, также группами ходили сзади рядов- ребятишки за парнями, девчонки за девицами. Гости, родители, старики или стояли, или тоже прохаживались сторонкой, рассматривали, расспрашивали, чей парень в ряду, чья девица; давали свою оценку девичьим качествам, одежде; встречались со знакомыми, вели разговоры.
Много всего интересного вспоминал уроженец тех мест Леонид Петрович Пискунов: и о праздничных обрядах, и о зимних гуляньях, и о свадьбах, и о приметах, но настоящей болью были его последние слова о том, что «На наши селения за несколько веков их существования обрушивались большие катастрофы и стихии. Часто были ураганы, эпидемии, пожары. Народ не разбегался, а противостоял. Эти стихии шли от Бога и природы, и она, природа, урон восполняла. А вот рукотворные катастрофы (имеется ввиду создание Костромского водохранилища) невосполнимы, так как они сотворены руками и разумом человека. Вспоминать об этом тяжело и грустно.»
Бекишева Ксения к публикации Пискунова Л.П. ИЗ ИСТОРИИ МОЕЙ РОДИНЫ …