О забытом прошлом деревни Спас-Вёжи, что под Костромой. История моей родины.

Хочется рассказать об одной деревне под Костромой, а название её Вёжи. Вот уже более 40 лет, как деревни нет, а попросту она и многие другие деревни были затоплены при создании Костромского водохранилища, или как его называют Костромское море. Однако если спросить у Костромичей, что было на месте Костромского моря – многие, пожмут плечами, а было вот что: Леониду Петровичу Пискунову довелось родиться и жить до самого переселения в этом дивном крае и запомнить много рассказов и легенд – как дедушек и бабушек, так и других старожилов деревни.

Старица реки Костромы близ Спаса. Вечерний закат на Костромском разливе (Горьковском водохранилище)
Старица реки Костромы близ Спаса. Вечерний закат на Горьковском водохранилище

Местность деревни до затопления была уникальна. Через эту низину протекало множество крупных рек и притоков, было много больших озёр (с водным зеркалом до 250 га) Необыкновенно своеобразен был весенний разлив. Вся низина от Ипатьевского монастыря до села Глазова на реке Соти в Ярославской области (с юга на север ) и от села Бухалова до посёлка Прибрежного с запада на восток ) с конца марта по середину мая затоплялось водой, Огромные лесные массивы погружались в воду, оставляя редкие островки суши. Кто бывал в это время в затоплённом лесу в солнечный день на лодке, тот на всю жизнь запомнит прелести природы, наполненной пением птиц, кряканьем уток. В это время на редких островках застигнутые врасплох, оставались зайцы, лоси, лисы и волки. Весенние разливы для жителей деревень представляли определённую опасность и доставляли много хлопот, хотя к весеннему разливу готовились заблаговременно. Старики рассказывали, что священники организовывали своеобразные крестные ходы – на больших лодках, прося милости Божьей, чтоб не сотворилось пожара, бури, мора. Посреди деревни стояли часовни и в это время, когда шёл молебен, псаломщик звонил в колокол на колокольне, звон был слышен за 10- 12 километров. У каждой деревни была своя часовня и у каждого колокола была своя определённая мелодия, это помогало местным жителям ориентироваться в больших туманах плывя на лодках. Через месяц вода сходила и земля, напитавшаяся влагой, была очень плодородной.

Точных сведений как возникли эти поселения нет, и нет сведений когда, как и в каком году построена церковь Спас – Преображения в селе Спасе, перевезенная в 1954 году в Ипатьевский монастырь. Это именно та церковь, которая была построена без единого гвоздя, и к нашему величайшему сожалению, осенью 2002 года в стенах Ипатьевского монастыря произошел пожар, вследствие которого мы лишились этого памятника архитектуры.

В этих местах существовало несколько верований и групп верующих. Православная – с церковью в селе Спас и старообрядческая – с центром в деревне Овинцы. Поселение это очень старое, оно преобразовалось в деревню. Церкви там не было, а была так называемая молельня-дом, и всех староверов из наших деревень хоронили в Овинцах. В православной церкви в Спасе старообрядцев хоронить не пологалось. Еще была вера Черепенина, она тоже, видимо, была старообрядческая, но с другим уклоном, уставом, с центром в деревне Ведерки. Там был также молельный дом, а финансировал этот молельный дом купец Юдин – уроженец деревни Ёмутово или Мохоньково, близ села Середы Ярославской губернии. Надо отметить, что между верами шла постоянная борьба за вовлечение верующих каждой в свою веру. Были даже трагедии, размолвки при сватовстве – женитьбе. Сколько влюбленных пар были разлучены из-за разных вер. При сватовстве каждый сват старался перетянуть в свою веру: спорили, ругались, выторговывали материально, чтоб поступиться верой, уезжали, снова приезжали — кто кого переубедит. Старики рассказывали, что таким образом, у некоторых была покалечена жизнь. Женили не по любви, а как хотелось родителям или сватам. У старообрядцев была более строгая дисциплина, как в жизни, так и в службах-молениях. Никто из старообрядцев не курил табак, не выпивал, были сдержаны, честны и справедливы по отношению к другим. Молитвы у них велись по старому порядку. Даже чтоб дать напиться овинешные жители-старообрядцы не разрешали зачерпнуть ковшом в ведре воду и пить, а из ковша они наливали в кружку и только потом подавали пить.

Престольным праздником в трёх наших селениях (с. Спас, д. Вёжи и д. Ведёрки) было Преображенье Господне, 19 августа. В более старые времена, поэтому случаю проходила в переполненной церкви соответствующая служба. На этот праздник гости приезжали из Костромы, других дальних сёл, и все – как накануне, так и с утра – шли в церковь.

После службы хозяева и гости расходились, разъезжались по деревням; по домам накрывались столы, и долго не торопясь, угощались; после все выходили на гулянку. Гулянки организовывались за деревней. В Ведёрках гуляли в так называемом Ельнике, позднее на Горках: между рекой и деревней было возвышенное место. Там девицы по ровням (возрастным группам), взявшись под руки по 6-8 человек, ходили по гулянке и пели песни. Вместе с гостями набиралось 8-10 групп- рядов. Ребята также ходили рядами и заводили песни. Надо отметить, девицы пели протяжные, раздольные песни, а парни озорные. Дети, подражая, также группами ходили сзади рядов- ребятишки за парнями, девчонки за девицами. Гости, родители, старики или стояли, или тоже прохаживались сторонкой, рассматривали, расспрашивали, чей парень в ряду, чья девица; давали свою оценку девичьим качествам, одежде; встречались со знакомыми, вели разговоры.

Много всего интересного вспоминал уроженец тех мест Леонид Петрович Пискунов: и о праздничных обрядах, и о зимних гуляньях, и о свадьбах, и о приметах, но настоящей болью были его последние слова о том, что «На наши селения за несколько веков их существования обрушивались большие катастрофы и стихии. Часто были ураганы, эпидемии, пожары. Народ не разбегался, а противостоял. Эти стихии шли от Бога и природы, и она, природа, урон восполняла. А вот рукотворные катастрофы (имеется ввиду создание Костромского водохранилища) невосполнимы, так как они сотворены руками и разумом человека. Вспоминать об этом тяжело и грустно.»

Бекишева Ксения к публикации Пискунова Л.П.   ИЗ ИСТОРИИ МОЕЙ РОДИНЫ …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *