Саметь — одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным.
Храм в Самети впервые упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящён свв.апп. Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителям рыбаков: в 1629-1630 гг. писцовая книга зафиксировала на погосте кроме Никольской церкви также и «место церковное свв.апп. Петра и Павла».
В начале 50-х гг. 17 века в «селе Самите» стояли две деревянные церкви — во имя Свт.Николы и во имя Свт.Алексия, митр.Московского.
В 60-е годы 18 века взамен деревянных церквей в селе был возведён каменный пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней, освящённый в 1768 году. В него перенесли три престола из прежних деревянных церквей:
1) в холодном четверике-во имя свт.Николая Чудотворца, в тёплой трапезной
2) правый- во имя свв.апп.Петра и Павла,
3) левый- во имя Алексия, митр.Московского.
В 1-й пол.19 века была возведена новая колокольня, а в 1870-е годы переделана трапезная с приделами Алексия митрополита и Петра и Павла. Во 2-й пол.19 в. церковь была окружена кирпичной оградой (утрачена и воспроизведена в старых формах в 1980-1990-х гг.) с воротами и угловой часовней. К западу от храма в ограде стоит дом причта нач.20 в., неподалеку от него у юго-западного угла колокольни сохранилась часовня — столп того же времени.
К нач.20 века основным направлением хозяйственной деятельности крестьян села Саметь являлась торговля сеном, заготовка которого в огромных количествах велась здесь издавна на окрестных заливных лугах. К этому времени относится сохранившаяся ныне историческая застройка села, формирующая несколько улиц, сходящихся к центральной площади с Никольской церковью. Кстати, в 1914 г. Император Николай Второй — в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии — прислал в дар этой церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери, которую 15 июля 1914 г.- за несколько дней до начала 1-й Мировой войны — массовый крестный ход перенёс из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в Никольскую церковь в Самети (этот образ был похищен из храма осенью 2002 г.).
В советское время в селе Саметь находился известный на всю страну колхоз «12 Октябрь», возглавляемый легендарной Прасковьей Андреевной Малининой — дважды Героем Социалистического труда, кавалером шести орденов Ленина. Благодаря именно этому человеку церковь в селе не была закрыта в те годы.
Сам же храм свт. Николая несмотря на позднейшие его перестройки, не изменил первоначального композиционного принципа размещения всех объектов на одной продольной оси. Высокий двусветный основной четверик церкви завершён крутой четырёхскатной кровлей с пятью широко расставленными луковичными чешуйчатыми главками на вытянутых граненых барабанах. Пятигранная в плане апсида значительно ниже и уже храма. Более широкая трапезная, выстроенная с использованием в декоре форм русского стиля, ориентирована по продольной оси здания и включает в свой объём нижний ярус колокольни. Пятигранные апсиды её приделов частично закрывают боковые фасады храмового четверика.
Высокая и стройная трёхъярусная колокольня в стиле зрелого классицизма состоит из чуть убывающих по объёму к верху четвериков, завершённых гуськовой кровлей с люкарнами и квадратным в сечении барабаном, служившим основанием некогда утраченной главы или шпиля (существующее ныне завершение колокольни сооружено несколько лет назад).
Живопись 19 века заполняет свод и стены храма отдельными картинами, соединёнными между собой орнаментальными композициями типа гризайли. Письмо академическое, профессиональное. Иконостас выполнен по проекту 1838 г. костромского архитектора М.М.Праве, очевидно, в 1840-х гг. Классический по сути он включает витые колонки с гирляндами цветов, что придаёт ему барочный вид. Иконостас изобилует резьбой с тонкой прорисовкой всех деталей, что характерно для творческого подчерка зодчего. Масляная живопись в трапезной исполнена большесольским мастером А.М.Баженовым в 1882 г., правлена в 1980-е годы. Иконостасы приделов фабричной работы выполнены в псевдорусском стиле в нач.20 века.
Богослужения в церкви из-за отсутствия священника прекратились в 1942 г., и несмотря на все усилия верующих, храм не действовал 4 года. 1 апреля 1946 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР отказал религиозной общине Самети в разрешении на открытие храма, т.е. фактически закрыл его. Однако, благодаря знаменитой П.А.Малининой (светлой ей памяти за все её труды и подвиги), пустившей в ход все свои высокие связи, случилось небывалое: уже 8 июля 1946 г. Совет отменил своё предыдущее решение и разрешил открыть церковь в Самети. С августа 1946 г. богослужения в церкви не прерывались.
В настоящее время, согласно переписи населения, в Самети проживает более 600 человек. Доехать до села можно из Костромы на пригородном автобусе № 105″Кострома-Саметь».
По материалам:»Памятники архитектуры Костромской области», выпуск 2, стр.68-71; Н.А.Зонтиков «Храмы Костромского района».