НАРУЖНЫЕ РОСПИСИ ТРОИЦКОГО СОБОРА ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ. Аркатурный пояс.

НАРУЖНЫЕ РОСПИСИ ТРОИЦКОГО СОБОРА ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ. Аркатурный пояс.


Автор С.С.Каткова


Традиция создания наружных росписей костромских храмов восходит к 16 веку. Первый каменный Троицкий собор в Ипатьевском монастыре был расписан в 1595-96 гг1 . « и около церькви над папертьми с четыре стороны в двунадцати киотех написано божье милосердие образы стенным письмом, венцы у них золочены» 2.

Широко развернувшееся в Костроме и округе строительство каменных храмов в 17-18 веках поддержало традицию позакомарной росписи. Экстремальные климатические условия северо-восточной Руси не способствовали длительной сохранности хрупкого красочного слоя наружных росписей. Их вынуждено часто поновляли, при этом порой изменяли сюжетный состав, очевидно, откликаясь на какие-то требования времени и пожелания заказчиков.
После разрушительного взрыва в 1649 году, новый Троицкий собор поставили на том же месте, но он значительно превосходил предшественника по размерам. Расположенный на стрелке слияния рек Волги и Костромы, монастырь был виден издалека, он первым встречает суда, идущие с верховьев Волги. Собор своим объемом и высотой главенствует над всеми монастырскими строениями, поднимаясь из-за крепостных стен почти на половину своей высоты.
С конца 16 века, когда были возведены каменные стены, башни, Святые ворота в монастырь были со стороны реки Костромы, то есть с востока. За века перемены коснулись почти всех строений, но речной фасад монастыря навсегда остается главным, хотя в 1767 году к приезду императрицы Екатерины П парадный вход в монастырь устроили с северной стороны.
Соборная группа, в которую входила еще теплая церковь Рождества Богородицы и звонница, располагалась не в центре монастырского двора, а была смещена к юго-востоку. Так что входящий в монастырь через Святые ворота видел сначала восточный фасад собора, затем шел вдоль северного к крыльцу, которое находилось на северо-западном углу 3.
На северном фасаде по уровню окон идет аркатурный пояс, один из элементов архитектурного декора, восходящий к прототипу- Успенскому собору г. Ярославля 4.
Ориентация на указанный образец не означала полного копирования. Скорее она определяла размер, то есть не больше образца, и стиль: крестовокупольный, пятиглавый, с позакомарным покрытием.
Троицкий собор действительно повторил заданную программу, но в нем есть свои особенности: высокий подклет, двухъярусные галереи папертис трех сторон. Окна на северном и южном фасаде сдвинуты к востоку, при этом в центральном прясле размещено по два окна, что усилило освещенность иконостаса, но заставило срезать лопатки. Размещение придела Михаила Малеина по диагонали с крыльцом обогатило пластический объем собора.
В Успенском соборе Ярославля на главном фасаде было два ряда аркатурных поясов. В Троицком соборе один, так как четверик с трех сторон опоясывает галерея. Аркатурный пояс идет по линии окон, и равномерный ритм арок скрывает ассиметрию в расположении окон.
В 1652 году Троицкий собор был освящен. Очевидно, к этому событию успели написать новые иконы и установить их в иконостас.
Стенное письмо в новом храме обычно начинали года через два, когда здание устоится, даст осадку. В Троицком соборе стенопись начали не раньше лета 1654, но работу прервала «моровая язва». Эпидемия чумы пронеслась над всей Европой, и нагрянула в Кострому в сентябре. Она унесла жизнь многих костромичей, в их числе большую часть изографов 5. Продолжить роспись в Троицком соборе смогли только через тридцать лет. Артель изографов в 1684 году возглавлял знаменитый костромской знаменщик Гурий Никитин6. За один сезон артель из 19 человек расписала четверик собора.
На западной стене галереи и в тимпанах сохранилась живопись тех мастеров середины 17 века, что разрабатывали программу росписи, но осуществить которую им помешала эпидемия.
Наружные росписи в силу утраты красочного слоя и левкаса практически не исследованы. В.Г.Брюсова считала, что наружные росписи были выполнены дружиной Гурия Никитина после завершения росписи в интерьере собора в 1684 году.
Первое известное нам упоминание о наружных росписях Троицкого собора (1652) сохранила опись 1701 года. «А около церкви с трех сторон с восточной что над алтарями вюжныя и северные в закомарах, и в ширинках и по столбцам писано стенным письмом праздники господские и богородичные и апостольские проповеди и святых угодников образы»7. Со стороны реки лучше всего видны росписи восточного и южного фасадов. Потому автор описи 1701 года начинает обзор собора со стороны реки и завершает северным фасадом, видимым только с монастырского двора. Итак, в отличие от первого Троицкого собора, роспись в закомарах была только с трех сторон, западный фасад оказался без росписи.
К началу 20 века в закомарах и аркатурном поясе была клеевая роспись в академическом стиле, судя по сохранности недавно возобновленная.
Перед юбилейными торжествами в честь 300-летия Дома Романовых в 1912 году Троицкий собор реставрировали комплексно: архитектуру и росписи в четверике, на галереях и снаружи.
Для ведения реставрационных работ была создана специальная комиссия из членов Императорской Археологической комиссии (ИАК)8. Разные виды работ были распределены между группами реставраторов по конкурсу. Стенопись в четверике поручили группе художников Общества поощрения художников, росписи на внешней стороне западной стены четверика реставрировали иконописцы из Палеха под руководством Н. Сафонова, они же расписали северную галерею, свод и простенки западной галереи. Им же поручили раскрытие и воссоздание наружной росписи9. Комиссия определяла задание каждой группе реставраторов, контролировала процесс производства работ и принимала их по окончанию. Обязательным условием была фотофиксация до начала и по окончанию работы 10. Материалы этого фотоконтроля позволяют не только прикоснуться к первым страницам истории реставрации стенного письма, узнать методы ее ведения, но и по возможности восстановить программу наружных росписей до начала реставрации и после.
Настоящая публикация это первая попытка суммировать имеющиеся сведения по наружной росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Из всего комплекса наружных росписей остановимся на образах святых в аркатурном поясе на северном фасаде собора.
В простенках между окнами в каждой ячейке аркатурного пояса изображены восемь святых в рост. До реставрации в арках с востока на запад изображены: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, пророк Самуил, священомученик Ипатий, апостол Филипп, праведный Семеон, праведный Лазарь.
Собор построили через 40 лет после избрания на царство династии Романовых. Программа мемориальности собора- памятника нашла воплощение не только в посвящении придела Михаилу Малеину, соименному святому царя Михаила Федоровича, она и в стенном письме четверика. Над царским местом на столпе писан парный портрет первых царей династии Романовых Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, которых как святых, венчают нимбы. Образы святых на главном фасаде собора в аркатурном поясе в какой-то мере должны были соответствовать идее мемориальности.
Рассмотрим набор святых последней записи. Три первых арки , начиная с восточного угла, занимали изображения трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
В центральной арке — пророк Самуил. Библейское сказание говорит о нем как единственном сыне, вымоленном у Бога его матерью, долгое время бывшей бесплодной. Она обещала посвятить сына Богу. С детства отдала его в святилище Силом в услужение при священнике. Там у него проявился дар пророчества. Народом он был избран судьею и при нем израилитяне уничтожили своих идолов. Во время царствования Саула Самуил являлся строгим опекуном юного царя. Вероятно, эти обстоятельства жизни Самуила воспринимались, авторами программы росписи как параллель с началом правления Романовых, когда при царе отроке государством правил его отец патриарх Филарет.
Священомученик Ипатий и апостол Филипп связаны с легендой об основании монастыря11.
Праведный Симеон в монашеских одеждах, куколь на плечах, голова седая, волосы на прямой пробор, борода окладистая расходящаяся надвое. Правая рука на груди, а левой, опущенной держит свернутый свиток 12. Симеон Богоприимец символ встречи Ветхого и Нового Завета. Так же с принятием скипетра юным Михаилом началась новая эпоха в жизни Руси, удалось преодолеть Смуту, царившую несколько лет в России. Смущает лишь монашеское одеяние Симеона. Традиционно в композициях Сретения Господня его изображают в тунике с длинным гиматием.
Праведный Лазарь завершает собор святых аркатурного пояса. Его образ, несомненно, связан с существованием престола в подцерковье собора. Церковь Лазаря, как усыпальница местных архиереев, была устроена в южном подцерковье собора в 1763 году13. Праведный Лазарь после воскрешения жил еще 30 лет и был епископом на о. Кипр. Поэтому он изображен в священнических одеждах. Так как при раскрытии не было выявлено или не зафиксировано более ранних записей с подобным набором святых, то остается предположить, что эта программа — заказ монастыря к 300-летию правления династии Романовых.
Программа прочитывается как моление святым покровителям монастыря и память о его исторической роли в событиях 1613 года.
Под закомарами на карнизе шли надписи. Фото 1912 года зафиксировало следы, просвечивающей сквозь побелку ранее существовавшей надписи. Нет документов о всех возможных поновлениях наружных росписей. Известны следующие: к приезду императрицы Екатерины П (1767г.), масштабные работы по восстановлению монастыря вели в начале 1840-х и в начале 20 века 14.
При обследовании наружной росписи иконописцами Палеха была обнаружена изначальная графья, которая просматривалась под красочным слоем записи и зачастую не совпадала по рисунку и даже по сюжету15. На изображении пророка Самуила реставраторы мелом по графье прорисовали изначальное изображение. Под ликом длиннобородого старца оказалось лицо безбородого юноши, в руках которого камень и кадило. Это атрибуты архидьякона Стефана.
Комиссия приняла решение удалить записи до графьи и затем возобновить роспись по первоначальной программе. После удаления записи, перед фотосъемкой графью для ясности прорисовывали углем или мелом, а так же обводили границы сохранившегося первоначального левкаса 16. Отставания древнего левкаса укрепляли, при этом сохраняли прочные вставки левкаса последних чинок, удаляли и заменяли лишь разрушенные поздние вставки.
При возобновлении композиций с большими утратами Н.Сафонов опирался на свой опыт иконописца, знатока иконографии. Палехские мастера, повторяя по графье иконографию первоначальной росписи, следовали иконописной традиции своего центра, а не пытались воспроизвести стилистику письма костромских изографов XVII века. В реконструкции утрат росписи часто использовали иконографию и декор одежд святых из стенописи четверика собора. Комиссия ИАК находила иконописный стиль палешан более соответствующим архитектуре собора, чем академизм последней записи.
Почему в центре архидьякон Стефан? Как первомученик, как символ неотступной веры в Христа. В цикле Деяний апостолов в четверике собора есть сцена побиения архидьякона Стефана камнями.
Графья внесла коррективы не только в центральный образ, но и остальные, связанные с местной историей. Неизменными оказались лишь образы вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В центральной арке вместо Самуила стал архидьякон Стефан, а за ним следуют московские святители митрополиты Иона, Алексий, Филипп и Петр.
Изначальная программа, таким образом, исходит не из монастырских предпочтений, а поднимается до идеи покровительства всей русской церкви, причем русские святители стоят в одном ряду со вселенскими, как в деисусном чине иконостаса. И в этом контексте кровь первомученика Стефана символизирует семя церкви, (его образ обычно находится на двери иконостаса).
С костромской землей связан своим происхождением митрополит Иона, уроженец с. Одноушево, что в 10 верстах от г.Солигалича. Известно о его покровительстве костромским преподобным Паисию Галичскому и Иакову Железноборовскому. Митрополит Филипп из рода бояр Колычевых был канонизирован в 1652 году, в год окончания строительства Троицкого собора.
Над восточным окном на плоскости до верха аркады (это называется телепень) изображен Спас на убрусе. Над центральными окнами — херувимы, что было над западным опознать не удалось. Образ Нерукотворного Спаса имеет охранительную роль. Известно, что подлинный образ, принадлежавший царю Авгарю, был помещен над вратами Константинополя для защиты византийской империи от нашествий. Митрополит Алексий привез список этого образа из Константинополя и поместил в Андроников монастырь. На наружной стене Спасского собора этого монастыря образ Спаса писал сам Андрей Рублев.
Между килевидными завершениями арок под завитками орнамента была открыта графья: оглавые образы Спаса Эммануила, архангелов Михаила и Гавриила в круглых медальонах, а по сторонам от них раскинули крылья серафим и херувим. Получается небольшой деисус в одном из древнейших изводов. Вместе со святителями и Спасом Нерукотворным это уже монументальное моление о защите17.
На угловых лопатках, как бы охраняя ряд святых, изображены архангелы в рост. Они стоят на клубящихся облаках в трехчетвертном повороте к центру. При этом одно крыло архангела над головой, другое уже опущено, словно они только что спустились к святым. Михаил поднял вверх меч, Гавриил правой рукой указывает на тороки (слухи), левой, опущенной вниз, придерживает край парусящегося плаща. Трудно сказать, что тут от 17 века и что привнесено палешанами. Во всяком случае, прообразом им явно служили входные архангелы западного портала.
Так от чего же столь страстно молили защитить монастырь и всех костромичей, а может всех христиан составители программы росписи аркатурного пояса? Со стороны Европы надвигалась страшная моровая язва, о приближении которой не могли не знать в московском государстве.
При входе в собор на откосе двери стоит на страже святой Христофор, защитник от повальных болезней (эпидемий). Только надвигающаяся беда могла заставить обратиться за помощью к этому редко встречающемуся в росписях святому. Все это дает основание считать, что наружные росписи были начаты в 1654 году.
Согласно заданию реставрационной комиссии, палешане при возобновлении росписи должны были точно следовать открывшейся графье, и они, в основном, были последовательны. Однако, в изображении митрополита Алексия вместо митры, хорошо просматривающейся в графье, написали белый клобук. Вероятно, так же была произведена замена головного убора и у митрополита Петра.
На иконах иконостаса Троицкого собора оба митрополита в белых клобуках. Не под воздействием ли этого образца произошла замена митры на клобук? То, что иконы иконостаса были образцом для палешан, становится ясно, когда сравниваешь декор одежд святителя Василия Великого, они повторены, почти в точности18. Орнаментика одежд святителей, архидьякона так же находит прообразы в травном письме росписи четверика.
Исследователь творчества Гурия Никитина В.Г.Брюсова считала, что наружные росписи были выполнены его дружиной по завершении росписи четверика собора.
Однако, для такого утверждения нет документальных свидетельств. Надпись в клейме декоративного пояса на северной стене четверика, перечисляющая поименно всех участников стенного письма, похоже относится только к стенописи в интерьере. Стиль росписи на западной галерее в значительной мере отличается от почерка артели Гурия Никитина, это творчество мастеров предшествующего поколения.
Графья- это обобщенный рисунок образа. По ней трудно анализировать стиль живописи, так как она выполняет вспомогательную роль. Однако графью можно рассматривать как графику, в которой стилевые признаки школы, творческого почерка знаменщика сохраняются. Следовательно, для уточнения датировки первоначальной росписи необходимо сравнить графью аналогичных образов, исполненных мастерами середины 17 века и их последователями в 1685 году. Троицкий собор дает такие возможности. Сохранились три верхних яруса икон в иконостасе, исполненных к освящению собора в 1652 году и росписи на западной галерее собора этой же группы мастеров. Стенопись артели Гурия Никитина в четверике собора дает богатый и разнообразный материал для сравнительного анализа.
Решение проблемы датировки наружных росписей собора возможно только с привлечением к анализу графьи росписей в закомарах, но это тема для следующей публикации 19.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Первый каменный Троицкий собор в Ипатьевском монастыре был построен в 1560 году на средства бояр Годуновых. Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1, ч.З. Кострома. 1998.
  2. Опись 1612 года сгорела при пожаре в ГАКО в 1982 году. Цитирую по книге В.Г.Брюсовой. Ипатьевский монастырь. М.1982. с. 22-23.
  3. В соборе 1560 года входное крыльцо также располагалось на северном фасаде, только по центру. Так выглядит собор на миниатюре из «Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова». В создании этой книги в 1672 году принимал участие Сергей Рожков, костромской иконописец, возможно пользовавшийся какими-то рисунками очевидцев церемонии приглашения на царство Михаила на крыльце Троицкого собора и уже точно видевший собор до его разрушения.
  4. Успенский собор в Ярославле был выстроен в 1642-1646 гг., при царе Алексее Михайловиче и при патронате ростовского митрополита Ионы.
  5. Моровая язва 1655 года унесла жизни 3461 жителя Костромы из 5356, живших в городе накануне эпидемии, опустело 1276 жилых домов.
  6. Брюсова В.Г. Гурий Никитин. М. 1984.
  7. Переписные церковной утвари Костромского Троицкого Ипатьевского монастыря. 1701г. РГАДА. Ф. 237, оп. 1, чЛ, е/х 34.
  8. Акт осмотра Троицкого собора в Костромском Ипатьевском монастыре членом техническо — строительного комитета хозяйственного управления при святейшем Синоде, профессором архитектуры А.Н.Померанцевым, членом Императорской Археологической комиссии академиком И.П.Покрышкиным и иконописцем-реставратором М.О.Чириковым 5-8 мая 1910 г.// Известия ИАК. № 39. Вопросы реставрации. Вып. 7. с. 77-87.; Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Ремонт 1911-1913.Б.М., б.г.; Баженов И. Освящение Троицкого соборного храма в Ипатьевской обители в связи с произведенным в нем ремонтом и реставрацией.// Церковные ведомости. 1913. №20, Прибавления.
  9. Н.Сафонов активно сотрудничал с Императорской Археологической комиссией, участвовал во многих работах по реставрации древних росписей во Владимире, Москве и др. городах, имел значительный опыт по раскрытию стенного письма от наслоений поздних записей.
  10. Фотографии хранятся в архиве ГАИИМК г. Санкт — Петербург. Все этапы реставрационных работ по наружной росписи фотографировал И.Ф.Чистяков.
  11. В легенде об основании Ипатьевского монастыря рассказано, что в сонном видении больному мурзе Чету явилась Богоматерь в сопровождении апостола Филиппа и священомученика Ипатия. Он дал обет, если останется жив, то примет крещение и сумеет основать монастырь на мысу при впадении реки Костромы в Волгу.
  12. Свиток — символ учительства. По одной из легенд Симеон был одним из переводчиков Библии на греческий язык и усомнился в пророчестве о явлении Мессии. По божьему велению он должен был жить, до того времени пока не исполнится пророчество.
  13. Епархия в Костроме была основана в 1744 году, а первым епископом стал Симон Тодорский (1744-45), так и не появившийся в Костроме.
  14. Еще до 1912 года была возобновлена роспись не только на соборе, но и на звоннице, маслом прописали стенопись на западной галерее, что вызвало резко отрицательную оценку Императорской Археологической комиссии. Живопись со звонницы счистили, удалили запись с росписи западной галереи.
  15. Графья- контурный рисунок врезанный в свежий левкас, закрепляющий линии кистевого рисунка знаменщика.
  16. Левкас — штукатурное основание под стенное письмо. В 17 веке в его состав кроме гашеной извести входили песок, толченые кирпич, древесный уголь и мелко рубленая треста льна. Обычно прочность известковых растворов связывают с введением в них в качестве связующего яиц или обезжиренного творога. Анализы левкаса Троицкого собора не выявили присутствия органического связующего. Разница в составе наполнителей левкаса позволяет установить их разновременность.
  17. Орлова М.А. наружные росписи средневековых храмов. Византия. Балканы. Древняя Русь. М. 2002.
  18. Возобновленные в 1912 году наружные росписи просуществовали недолго, уже через три года правление Ипатьевского монастыря обратилось в Костромское Церковно-Историческое Общество с просьбой осмотреть их в связи с начавшейся порчей. Одной из главных причин столь быстрого их разрушения было нарушение технологии росписи. Из-за спешки работы производилась даже поздней осенью, в холодное и сырое время. При замене кровли крыльца дожди промочили свод, и роспись вели по непросохшему своду. //Отчет о состоянии и деятельности КЦИО за 1914 год. Кострома. 1915. с. 10.
  19. К началу реставрационных работ в 1950-е годы от росписи палешан не осталось и следа. При реставрационных работах 1956-1974гг. наружные росписи не возобновлялись и не фиксировались. В настоящее время сохранились лишь фрагменты графьи в аркатурном поясе, их не закрывали побелкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *